Открой для себя Америку. Индивидуальные туры по Латинской Америке
Латинская Америка Мексика Центральная Америка Южная Америка О секс-туризме
Полезная информация Обо мне Вопросы и Ответы О ценах Карта сайта

Дева Мария Гвадалупе

Назад

Дева Мария Гвадалупе

Сегодняшнюю  Мексику сложно представить без ее «смуглой Марии» - Девы Марии Гваделупской. Ее образ можно встретить почти в каждом святилище, от домашнего алтаря до городского собора, он украшает фасады домов, автобусы, игорные и даже публичные дома. Ей посвящают песни и стихи. В Мексике, культ Гваделупской Девы превосходит культ Христа. Когда входишь в дом простого мексиканца, прежде всего, видишь изображение Вирген де Гуадалупе, а Христос где-то там, на втором плане, если вообще есть. Проходя или проезжая мимо церкви, мексиканец осенит себя крестным знамением, н6о ни одна стройка не начинается, пока не поставят изображение Вирген, украсив место цветами и другой атрибутикой.
Впервые о Гваделупской Деве рассказал ацтекский ученый XVI века, Антонио Валериано, в своем сочинении на языке науатль. Согласно преданию, 9 декабря 1531 года, то есть через 10 лет после взятия испанцами ацтекской столицы, Дева Мария явилась недавно обращенному в христианство индейцу Хуану Диего. Дева явилась в образе индейской женщины, обратилась к Хуану Диего на его родном языке и сказала ему пойти к священнику и попросить того построить церковь на холме Тепейак, что индеец и сделал. Но священник не поверил словам индейца и не исполнил его просьбы.

Хуан Диего и Дева МарияСпустя несколько дней, Дева Мария вновь явилась Хуану Диего и сказала, чтобы он собрал букет цветов с вершины холма. А так как на дворе была зима, и никаких цветов не было, Хуан Диего удивился, но все же поднялся на холм. Каково же было его удивление, когда он обнаружил там целое поле прекрасных цветов! Индеец набрал охапку цветов и вновь отправился к священнику. Когда он развернул перед священнослужителем свою накидку, в которую завернул цветы, перед глазами обоих предстал образ Девы Марии, чудесным образом проявившийся на ткани накидки. Тогда, наконец, священник поверил словам молодого индейца и принялся за строительство Базилики в честь Девы Марии.
Все эти события, происходили недалеко от местности, которую индейцы называли Гваделупа, поэтому Деву Марию стали величать Гваделупской. Считается, что именно с того момента, индейцы начали массово обращаться в христианскую веру. Со временем популярность Девы Марии распространилась далеко за пределы Мексики, и сегодня она считается покровительницей обеих Америк - Северной и Южной.

Культ Девы Гваделупской особенно интересен тем, что почти с самого возникновения приобрел не только общественное, но и политическое значение. Сначала образ имел разное значение для испанцев и индейцев. Во время конкисты Дева Мария была «La Conquistadora», и являлась небесной покровительницей испанцев. Конкистадоры шли на битвы с индейцами под разными образами Девы Марии. В свою очередь для индейцев после разрушения их прежней общественной и мифологической системы, образ Гваделупы стал способом осознать свое место в условиях доминирования новой духовной традиции.

Однако национальный статус Дева Мария Гваделупе завоевывала постепенно. Популярности культа способствовали и чудеса, совершенные Гваделупской Девой. По преданиям, образ спасал жителей города от эпидемий и наводнений. В XVIII веке, во время очередной эпидемии архиепископ официально объявил Деву Марию Гваделупскую, покровительницей города Мехико, затем ее признали покровительницей наместничества и всей Новой Испании. Так, постепенно, из локального культа города Мехико, культ Девы Гваделупской распространился на всю страну и занял наивысшее положение в Новой Испании.

Позднее, в XIX веке, образ Гваделупы приобрел уже явное политическое значение, когда его стали прочно ассоциировать с революционной борьбой за мексиканскую независимость. Вдохновитель революции, священник Мигель Идальго и Костилья, призывал бороться за независимость Мексики именем Девы Марии. Ее изображение, было на знаменах и одежде революционеров. В XX веке, образ Девы Марии Гваделупской окончательно приобретает черты национального символа и в 1859 году, становится национальным праздником Мексики. В 1910 году, папа Пий X объявил ее покровительницей всей Латинской Америки, а в 1945 году  – «королевой Мексики и повелительницей обеих Америк». Ну и в 2002 году, Ватикан канонизировал Хуана Диего. Он стал первым в истории католическим святым индейского происхождения.

Басилика Девы Марии ГвадалупеВ существующий комплекс церковных построек на холме Тепейяк, посвященных Пресвятой Деве Гваделупской, входят знаменитая церковь Нуэстра Сеньора де Гуаделупе, а также Новая базилика (1976—1977 годы), церковь капуцинов, несколько часовен и здание музея религиозного искусства, в котором выставлены многочисленные дары, преподнесенные паломниками Пресвятой Деве. Первая церковь Пресвятой Девы Гваделупской, была построена в 1531—1534 годах. В последующие годы она неоднократно перестраивалась и обогащалась новыми элементами. Существующее здание церкви Нуэстра Сеньора де Гуаделупе относится к 1695—1709 годам и являет собой яркий образец испано-американского барокко. Высота золотого купола церкви — 40 метров. К зданию примыкают четыре высокие стройные башни, образующие с центральным куполом силуэт, отдаленно напоминающий знаменитый храм Ангкор Ват в Камбодже. Сегодня эта церковь в просторечии носит название Старой базилики. Из-за огромного наплыва верующих в 1976—1977 годах, рядом с ней, по проекту архитектора Педро Рамиреса Васкеса, было построено здание Новой базилики, рассчитанное на одновременное пребывание в нем 10 тысяч человек.

В ее алтарной части ныне хранится всемирно известный нерукотворный образ Пресвятой Девы Гваделупской, чудесно отпечатавшийся на плаще индейца Хуана Диего. Научный интерес к нерукотворному образу возник еще в ХVІІІ столетии. Загадкой было и остается то, каким образом столь детализированное и точное изображение могло быть выполнено на таком грубоволокнистом материале. Более того: шли века, а изображение не нуждалось ни в какой реставрации! Известный мексиканский художник Мигель Кабрера, в 1753 году писал, что на протяжении двух лет не менее пятисот раз лично наблюдал, как паломники касались образа руками или различными предметами. Любая другая икона, созданная человеком, давно бы почернела, потребовала реставрации, а то и просто пришла бы в ветхость. Но на чудесном образе из Гуаделупе это не сказалось никак.

Икона Девы Марии ГвадалупеЗа истекшие четыре с половиной века, образ Пресвятой Девы Гваделупской осматривался и изучался множеством ученых и мастеров живописи. Систематические исследования нерукотворного образа начались в 1948 году и ведутся уже на протяжении полувека. За это время он был подвергнут самым тщательным лабораторным анализам, большинство из которых затем неоднократно делались повторно. При этом, как и в случае с Туринской плащаницей, всякий раз использовались самые современные технические средства.
В 1976 году, после многолетних исследований, мексиканские ученые Эрнесто Соди Пальярес и Роберто Паласиос пришли к заключению: полотно, на котором запечатлен образ Девы Марии, соткано из кактусовых волокон. Этот материал очень недолговечен и подвержен быстрому разрушению. Максимальный срок существования такого материала — два-три десятилетия. Тот факт, что полотно с образом Девы Марии сохраняется на протяжении уже 470 лет и никаких признаков гниения или распада на нем нет, с научной точки зрения необъясним. К этому следует добавить, что первое время — более двухсот лет! — образ находился в алтаре базилики без каких-либо защитных покрытий — стекла, оклада, в копоти множества свеч, в дыму кадил. Перед ним ежедневно проходили сотни паломников, на него воздействовали естественные атмосферные процессы (церковь все-таки не герметичная конструкция). И все это не оставило на нем ни малейших следов! Более того, результаты научных исследований показали, что материал, на котором запечатлен образ Девы Марии, по необъяснимым причинам не покрывается пылью, не подвержен влиянию влаги и гнилостных бактерий, воздействию насекомых и грибков.

В 1977 году, образ Пресвятой Девы Гваделупской был тщательно исследован американскими и немецкими учеными. Исследования велись с помощью новейших методов, включавших фотографирование в инфракрасных лучах. Результаты этих исследований заставили задуматься даже закоренелых скептиков: они показали, что образ не мог быть создан человеческой рукой, так как на полотне отсутствуют какие-либо следы грунтовки, разметки, предварительных набросков  и вообще сам метод, каким этот образ создан, современной науке неизвестен. Исследователи в один голос утверждают, что на полотне нет следов кисти живописца. Ученых поразило и отсутствие, каких бы то ни было пигментов естественного происхождения — минерального, животного или растительного. Но синтетических пигментов тоже нет, а кроме того, синтетических красителей в 1531 году и не знали! Установлено, что каждый оттенок изображения представляет собой химическое соединение, молекулы которого непосредственно связаны с тканью. Там, где их нет, нет и цвета, а значит, и изображения.

Факт абсолютной сохранности полотна и красок неизменно поражает всех специалистов, когда-либо бравшихся за изучение образа. Профессор Филип Каллахэн из университета штата Флорида (США), исследовавший чудесный образ в 1979 году, пишет в своем отчете: «Если только одна горящая перед образом свеча выделяет 600 микроватт энергии, то в замкнутом помещении, при сотнях горящих свечей и тысячах приходящих паломников образуется такая агрессивная среда, что в самое короткое время должно было произойти выцветание красок образа, вплоть до его полной гибели. Однако образ Девы Марии Гваделупской обладает удивительной устойчивостью ко всем воздействиям подобного рода». Ф. Каллахэн и его коллега Джоди Б. Смит изучали образ Девы Марии в инфракрасных лучах. Они обнаружили, что при изменении угла наблюдения цвета образа меняются. Это явление известно как иридесценция, и оно не может быть воспроизведено искусственным путем — то есть образ Девы Марии не может быть рукотворным!

Вывод исследователей однозначен: все, связанное с образом Пресвятой Девы Гваделупской, не поддается объяснению с точки зрения современной науки. Способ создания образа остается необъяснимой загадкой. Атеисты эту загадку предпочитают тщательно замалчивать: неоспоримые факты, многократно подтвержденные столь любимой ими наукой, слишком больно бьют по человеку, произошедшему от обезьяны.
Те же из скептиков, кому приходится вплотную столкнуться с тайной образа Девы Марии Гваделупской, как правило, быстро утрачивают свой скептицизм и становятся едва ли не самыми горячими «гуаделупанос» (поклонниками Девы). Примеров тому сотни. Так, мексиканский архитектор Рамирес Васкес, которому в 1975 году было поручено строительство новой базилики Пресвятой Девы Гваделупской, получил разрешение на тщательное изучение образа. Результаты этого «личного знакомства» были для него шокирующими. Испытав сильнейшую интеллектуальную и духовную встряску, архитектор отказался от своего прежнего агностицизма и стал ревностным христианином.
Еще одно наблюдение - доктор Меро Эрнандес Илескар, астроном, вместе со своими коллегами из Франции обнаружил, что звезды на плаще Девы Марии указывают на день, в который Богоматерь в последний раз явилась Хуану Диего: «Расположение звезд на плаще Марии соответствует их расположению на зимнем небе в указанный день — 12 февраля 1531 года, в 10.40 утра».

Но то, что превратило христианскую реликвию в настоящую сенсацию последних лет, оказалось запечатленным в глазах Богоматери.
Глаза Девы Марии Гваделупской обладают необыкновенной глубиной. Они выглядят как глаза живого человека. Исследования позволили даже выявить маленькие сосуды-капилляры на веках. Были идентифицированы и следы микроартериальной циркуляции крови на периферии левого глаза Богоматери. С помощью новейшей техники ученым удалось также обнаружить в глазах Девы Гваделупской явление так называемой рефлексии, которое можно наблюдать только у живых людей и которое невозможно создать при помощи даже самых изощренных, наисовременнейших методов живописи.
А в 1929 году, штатный фотограф базилики Альфонсо Марке обнаружил в правом глазу Девы... ясное изображение бородатого мужчины. Сперва, он не поверил собственным глазам: «Как такое может быть?» Однако, изучив многие другие снимки, он убедился, что зрение его не подводит, и известил о своем открытии администрацию базилики. Ему, однако, не поверили. Бедняге фотографу сильно досталось от начальства, ему запретили даже думать об этом, а не то, что рассказывать о своем открытии. Он подчинился. Но двадцать лет спустя, 29 мая 1951 года, один из ученых, занимавшихся исследованием образа, Хосе Карлос Салинас Чавес, также изучая фотографии (гораздо более лучшего качества), сделал точно такое же открытие! Он ясно различил изображение бородатого мужчины в правом глазу и несколько более худшее — в левом.

Открытием заинтересовались офтальмологи и физики. Группу из 20 специалистов возглавил известный в ту пору врач-окулист доктор Хавьер Торроэлья Буэно. Ученые тщательно исследовали не только фотографии, но и сам образ. Результаты были обнародованы 27 марта 1956 года. В своем отчете исследователи писали, что им удалось выявить в глазах образа Девы Марии присутствие тройного отражения (явление Пуркинье-Сансона), характерное для глаз любого живого человека. Эти отражения находятся точно там, где им и положено быть согласно с упомянутым явлением, а деформация этих образов соответствует преломлению роговицы.
В том же году доктор-офтальмолог Рафаэль Торриха Лавуанье исследовал глаза Девы Марии во всех деталях офтальмоскопом. Он заметил, что изображения людей появились на роговице глаз именно там, где и должны были появиться соответственно восприятию нормального человеческого глаза. Офтальмологи провели и множество других исследований. Все они подтвердили первоначальные выводы.

На протяжении последних двадцати лет исследованием образа Девы Марии занимается живущий в Мексике перуанский ученый Хосе Асте Тонсманн, доктор информатики. В 1979 году он занимался обработкой микроскопических изображений с помощью ЭВМ. Четыре года спустя его пригласили участвовать в исследованиях образа Гваделупской Божьей Матери, проводимых Центром Гваделупских исследований (Centro de Estudios Guadalupanos) в Мехико. «В ту пору я узнал, что за 60 лет до этого некий фотограф открыл какой-то удивительный образ в зрачках Богоматери, — рассказывает Тонсманн. — Мне также стали известны результаты исследований Хосе Карлоса Салинаса, который в 1951 году при помощи простого увеличительного стекла пытался рассмотреть эти изображения. Я же располагал компьютерной техникой, поэтому немедленно приступил к рассчитанным на долгое время работам».
Изучая образ, Тонсманн впервые применил метод цифровой обработки изображений, использовавшийся до этого только в космических исследованиях. Исследования продвигались крайне медленно, каждый эксперимент длился месяцами. Только в начале 2001 года, Хосе Асте Тонсманн опубликовал результаты своих двадцатилетних работ. Его выводы повергли научную общественность в шок.
Образ Девы Гваделупской имеет размеры 145 × 105 см, а зрачки глаз — диаметром около 7 мм. Тонсманн увеличил размер зрачков в 2500 раз. «Таким образом, мне удалось обнаружить нечто крайне поразительное - в правом зрачке я уверенно различил изображение сидящего индейца».
Потом он обнаружил лик пожилого мужчины. «Сначала я не мог понять, кого могло представлять это изображение. Однако вскоре мне попалась на глаза картина известного художника Мигеля Кабреры, где я увидел очень похожее лицо. Это был портрет епископа Сумарраги». Затем исследователь распознал двух мужчин, один из которых имеет густую бороду. Оба смотрят на Хуана Диего, который разворачивает свой плащ.
Следующее открытие повергло ученого в полное ошеломление. «Очередным открытием было распознавание фигуры женщины, которая имела явно негритянский облик. Мне показалось, однако, что это какие-то мои заморочки. Негритянка в Мексике в 1531 году? Этого не могло быть. Но тут мне на помощь пришли историки. Оказалось, что в завещании епископа Сумарраги имеется упоминание о том, что он дарует свободу принадлежавшей ему семье негров-рабов».
Всего в правом зрачке глаза Девы Марии исследователю удалось распознать 12 фигур. Все они разного размера, так как запечатлелись в перспективе — так, как если бы изображение было фотографией того, что видела Дева Мария. Впрочем, все фигуры действительно запечатлены с фотографической точностью, и Тонсманн даже сумел идентифицировать некоторых из этих людей.
Сцена соответствует тому моменту, когда Хуан Диего разворачивал свой плащ с отпечатавшимся на нем образом Девы Марии перед епископом Сумаррагой. Кроме Диего, в группе фигур исследователь различает сидящего индейца, поднявшего глаза к небу, — скорее всего, это слуга епископа Сумарраги. Стоящий в профиль полноватый пожилой мужчина с белой бородой — это сам епископ, его облик весьма похож на портрет Сумарраги, написанный художником Мигелем Кабрерой. Молодой мужчина, стоящий рядом с ним, по всей видимости, переводчик Хуан Гонсалес. В сцене присутствуют и темнокожая женщина, вероятно, негритянка-рабыня, и мужчина явно испанского происхождения, с задумчивым взглядом поглаживающий бороду.
Одним из аргументов в пользу того, что наличие обнаруженных в зрачках изображений не может быть объяснено ни одним рациональным способом, являются размеры деталей. Эти микроскопические изображения не могли быть выполнены человеческой рукой, даже в наше время такая задача была бы трудновыполнима. Так, в ухе индейца хорошо видна серьга. Ее толщина меньше, чем человеческий волос. Среди других подобных микроскопических деталей — слезы волнения на лицах, завязки сандалий сидящего на земле индейца, четко очерченный профиль этого же индейца с орлиным носом, у «испанца» — борода и усы, прилегающие к щекам и т.д. Эта детализация необъяснима с точки зрения техники живописи: зачем она нужна, если любая икона рассчитана на восприятие ее издалека, а невооруженным глазом все равно ничего нельзя различить? Если предположить, что образ создавался человеком, то этого человека следует признать необычайно талантливым художником, неизвестно с какой целью кропотливо прорисовывавшим микроскопические детали изображения чуть ли не до атомарного уровня. Впрочем, мы уже говорили, что на образе Девы Марии Гваделупской нет следов работы кистью, и он создан не с помощью красок, а необыкновенная, сверхъестественная детализация изображения исключает саму возможность того, что образ мог создать человек. Все результаты научных исследований свидетельствуют об этом. В мире нет больше ни одной картины и даже ни одной фотографии с подобной степенью точности и детализации.

Праздник Девы Марии ГвадалупеТрудно подобрать правильные слова, чтобы объяснить, чем для мексиканцев сегодня является Пресвятая Дева Гваделупская. Это краеугольный камень Мексики, ее национальная гордость, символ этнической идентичности мексиканцев, объединяющий людей различных рас, религий и языков. Характерно, что лишь 89 % мексиканцев считают себя христианами-католиками, но 100 % жителей Мексики называют себя «гуаделупанос» — последователями культа Пресвятой Девы Гваделупской. Известный мексиканский писатель и нобелевский лауреат Октавио Пас иронически писал о своих соотечественниках: «Даже если мир рухнет, мексиканцы все равно будут свято верить в две вещи: в национальную лотерею и Пресвятую Деву Гваделупскую». И если в других странах титул «первой леди», как правило, принадлежит жене президента или другого высшего должностного лица, то «первой леди» Мексики навсегда является Пресвятая Дева Гваделупская.

 

Вверх На уровень выше Карта сайта На главную Назад